Оказываем поддержку студентам в Ставрополе
г. Ставрополь, ул. Ленина 219, офис 12
Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной
Тема работы: | Психологическая готовность к школе старших дошкольников с нарушениями речи |
Предметная область: | Часть работы, Педагогика |
Описание работы: | ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема готовности к обучению в школе интересует психологов, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером готовности и деятельностью, побуждаемой ею, а, следовательно, между готовностью ребенка и успешностью его будущей адаптации к школе. Современные исследования показывают, что 60 - 70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности». По мнению М. М. Безруких, готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. В своих работах Л. А. Венгер трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию). Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л. И. Божович, М. М. Безруких, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, Л. М. Фридман, и многие другие. Сегодня значительное количество детей, которые по ряду причин, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению. Это явление получило название социально - психологической дезадаптации, одной из основных причин школьной дезадаптации остается психологическая неготовность к обучению в школе детей. Под общим недоразвитием речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Изучением проблемы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова, Е. А. Флерина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., которые уделяли большое внимание вопросам обогащения и активизации словаря, развития связной и произносительной сторон речи, разработке методики проведения занятий, дидактических игр, упражнений и заданий. Проблема готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из наиболее актуальных как в педагогической, так и в психологической теории и практике и занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска». Объект исследования: психологическая готовность старших дошкольников к школьному обучению. Предмет исследования: характеристики психологической готовности к школе старших дошкольников с нарушениями речи. Цель исследования: изучение психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников с нарушениями речи. Гипотеза исследования. У старших дошкольников с нарушениями речи отмечается низкий уровень готовности к школьному обучению, отсутствует процессуальная мотивация к овладению необходимым объемом знаний и умений. Предполагается, что формированию готовности к школьному обучению у данной категории детей может способствовать своевременно начатая комплексная психологическая, логопедическая и педагогическая коррекционная работа. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие психологической готовности к школе, подходы, виды. 2. Изучить проблему психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной науке. 3. Проанализировать психолого - педагогическую характеристику старших дошкольников с нарушениями речи. 4. Разработать и провести диагностическое исследование уровня психологической готовности старших дошкольников с нарушениями речи к школьному обучению. 5. Разработать психолого - педагогические рекомендации воспитателям и родителям по подготовке старших дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе. Теоретико - методологическую основу исследования составили: положения общей, возрастной, специальной психологии и педагогики о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (Л. Л. Божович, JI. C. Выготский, A. B. Запорожец и др.); теоретические и методические основы речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и возможностей его оптимизации при подготовке к школьному обучению (М. М. Алексеева, E. E. Кравцова, Т. А. Кривченко, Е. О. Смирнова, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов: теоретические методы (анализ философской, психологической, педагогической, медицинской, социальной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта коррекционно – психологической и педагогической работы детей с общим недоразвитием речи в муниципальном комплексе); эмпирические методы (комплексное наблюдение, изучение продуктов деятельности ребенка, анкетирование, беседа, анализ документации специалистов взаимодействия, опытно - поисковая деятельность). Теоретическая значимость данной работы определена тем, что в ней освещен ряд вопросов о соотношении компонентов психологической готовности к школьному обучению детей, имеющих нарушение речевой функции, а также проведен анализ диагностических методик, напрвленных на оценку психологической готовности данных детей к обучению в школе. Практическая значимость работы заключается в исследовании процесса подготовки старших дошкольников в условиях детского сада, а также в разработке психолого – педагогических рекомендаций для родителей, педагогов и воспитателей, которые в дальнейшем окажут помощь детям старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями лучше подготовиться к обучению в школе. Структура: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемой литературы. |
Объём работы: | 20-25 |
Цена: | 675 ₽ |
Уникальность: | 30-40 % ( antiplagiat.ru ) |
Купить эту работу
Помощь студентам по написанию студенческих работ в Ставрополе. Помогаем выполнять задания студентам обучающимся в ВУЗах и ССУЗах Соблюдаем указания методических рекомендаций Гарантируем низкие цены и высокое качество услуг
Название: ООО 'Дипломы - Ставрополь'
Адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина 219, офис 12
Телефон: 8(900) 699-42-50
Email: zakaz@stavropol-diplom.ru
График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00