Внимание! stavropol-diplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Ставрополь Диплом

Оказываем поддержку студентам в Ставрополе

г. Ставрополь, ул. Ленина 219, офис 12

Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной

Сделать заказ

СПОСОБЫ СВЯЗИ

8(900) 699-42-50

задать вопрос online

- офицальная группа вк

УСЛУГИ

Проблема отношения добра и зла в православной теологии

Тема работы: Проблема отношения добра и зла в православной теологии
Предметная область: Дипломная работа, Религоведение
Краткое содержание:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКЕ 9

1.1 Этика и богословие 10

1.2 Этика и сотериология 17

1.3 Этика и аскетика 25

ГЛАВА II. ХРИСТИАНСТВО И ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 32

2.1 Грех и добродетель в системе религиозно-нравственных ценностей Н.С Лескова 41

ГЛАВА III. ВЗАИМОТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ДОБРА И ЗЛА В ПРАВОСЛАВНОМ ХРИСТИАНСТВЕ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Описание работы:

ВВЕДЕНИЕ

Акутальность. Добро и зло традиционно относились к наиболее значимым понятиям морального сознания человека и призваны разграничивать нравственное и безнравственное поведение человека и его поступки.

Добро – это одна из базовых категорий в философии, этике. Добро – высшая ценность в человеческой культуре, во всех мировых религиях. Отсутствие добра приводит к дегуманизации, деградации и деиндивидуализации.

Можно сказать, что добро – одна из первичных, жизненно важных потребностей человека и общества, отсутствие которого приводит к необратимым трагическим последствиям государства, общества и человека.

Зло – это антитеза добра, реальное в противоположность идеальному, сущее в противоположность должному, разочарование взамен ожидаемому, антигуманное в противоположность гуманизму, человечности.

Добро и зло выступают фундаментальными категориями в анализе человеческого общества, государства, больших и малых групп, семьи и конкретного человека.

Тем большую актуальность соотношение добра и зла получает в пороговые периоды, в периоды трансформации, когда происходит резкая смена устоявшихся, привычных ценностей и возникают или внедряются в сознание новые ценности, что чревато дезориентацией в понимании добра и зла, разрыв в объективном понимании философских, этических категорий с субъективным истолкованием и трансляцией их.

Тем более актуальна данная проблема в наши дни, когда остро ощущается нехватка добра и преобладание зла. Часто под личиной добра, творит свои страшные дела зло. Человечество дезориентировано под влиянием средств массовой информации, манипулирования общественным сознанием, пропагандой, обсуживающей узкокорпоративные интересы тех или иных групп общества, а не из соображения блага для всех.

Тем актуальнее вновь обратить свой взор на мыслителей прошлого, с тем, чтобы восстановить правильное понимание богословских, философских, этических категорий и верно следовать истинно человеческому и вечному, а не наносному и временному.

Степень разработанности проблемы. Исследованием проблемы добра и зла занимались богословы, философы, литературоведы, историки, которые пытались через узкую призму взгядов дать свою оценку данным категориям.

Основним вопросом, ставшим перед исследователями, стало определение категорий добра и зла и определение нравственной природы человека.

Наиболее полно данная проблематика нашла отражение в трудах отечественных и зарубежных мыслителей, представителей религиозной философии. К их числу следует отнести работы отечественных исследователей Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, В. Соловьева (6,7,25,30,31). В своих трудах русские мыслители не раз подчеркивали о трудности в определении добра и зла.

О существовании зла говорил Н.А. Бердяев, определяя его как величайшую тайну мировой жизни и в то же время величайшим затруднением для официальной теологической доктрины и для всякой монистической философии. Достаточно трудно объяснить рационалистическое разрешение проблемы зла, подчеркивает русский философ. Остается лишь предполагать, что зло изначально не имеет самостоятельного, собственно онтологического бытия и, как таковое, и не коренится в самой реальности, а представляет собой фрагмент жизни, устремленный в целом к добру.

Среди зарубежных представителей философской мысли следует привести работы И. Канта, который акцентировал внимание на изучении нравственной природы человека. В своих исследованиях он выделяет ригористов: одни из них считают, что человек безнадежно погряз во зле, другие убеждены, что человек по своей природе добр, а злым его делают обстоятельства. Существуют еще индифферентисты, считающие человека ни добрым, ни злым, а также синкретисты, которые вилят человека одновременно и добрым и злым.

По мнению И. Канта, люди по своей эмпирической природе больше злы, чем добры, ибо живой эгоизм толкает их к антиморальному злосердечию и коварству, несмотря на наличие у них влечения к общественности и задатков гуманности личного достоинства (26).

Значимая роль принадлежит исследованиям богословов и священослужителей, которые с религиозной точки зрения препринимают попытки рассмотреть позиции добра и зла. В богословских концепциях добра и зла воспринимается главным образом как служение Творцу, следование всем его предписаниям, а зло как отход от всего этого комплекса (3,4,9,33).

По мнению А. Швейцера, добром (благо) является все, что «служит сохранению и развитию жизни, а зло, что разрушает жизнь» (45).

Ищучением определением добра и зла занимались и представители литературного творчества. К их числу следует отнести Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстой и др. (14,15,30). Писатели на страницах своих работах, в рамках литературной композиции и сюжета препринимали попытку дать свое видение добру и злу в разных исторических условиях.

На современном этапе проблема определения добра и зла также сохраняет актуальность. Исследователей интересуют темы соотношения добра и зла в исторической ретроспективе, а также всотребованность данных категорий в современный период (10, 12,13). Авторы склонны считать, что во всех культурах, у всех народов мира, во всех религиях, проблема соотношения добра и зла являлась и сегодня, продолжает оставаться одной из важнейших проблем. Как бы человечеству, в целом, не хотелось бы исключить зло из практики, бытие таково, что в жизни каждого человеческого поколения с неизбежностью присутствует зло в разнообразных своих проявлениях. Более того, ценность добра тем значимее, чем острее и ощутимее проявления зла.

Поскольку данная проблематика, несомненно, актуальна и динамична в своем развитие, то требуется ее осмысление и обощение. Вследствие этого актуальность и значимость нашего исследование повышается.

Целью данной работы является изучение проблемы отношения добра и зла в православной теологии.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 рассмотреть проблему добра и зла в этике и богословии;

 выделить проблему добра и зла в этике и сотериологии;

 охарактеризовать соотношение добра и зла в этике и асектике;

 обозначить грех и добродетель в системе религиозно-нравственных ценностей Н.С. Лескова;

 выявить особенности взаимоотношений категорий добра и зла в православном христианстве.

Объект исследования - проблема отношения добра и зла в православной теологии.

Предмет исследовани – философские и богословские суждения, умозаключения, категории, которые затрагивают проблема отношения добра и зла в православной теологии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Моральность - это качество человека, приобретенное им вследствие грехопадения. Существование морали, сопряженное с различением добра и зла, есть значимый критерий падшести человечества. Ведь неслучайно моральность человека сосредоточивается в совести, укоряющей любого в его несовершенстве: личном (приобретенном при жизни) и онтологическом (унаследованном с прародителей человечества).

2. Христианская сотериология обучает, что зло меонично, не имеет субстанциональной основы и, таким образом, спасение - избавление ото зла (греха, страдания и смерти) возможно только при присутствии доброй воли к спасению и только при участии Спасителя - Иисуса Христа. Моральным следствием с данного заключения вытекает отказ от моралистической нетерпимости к людям, действительным либо мнимым носителям злобы, обстоятельствам индивидуального либо социального бытия, требующим от человека мужества и стойкости. Христианская сотериология побуждает также к сдержанному восприятию страдания и смерти, раскрывая их глубокий смысл и положительную значимость в духовном становлении человека.

3. Значение христианской аскетики в виде молитвенной практики, поста и участия в богослужениях состоит в том, что человеку непрерывно надобно быть в состоянии покаянного смирения, поскольку в отсутствии покаяния лишены смысла молитва, пост и тем более таинство очистительной евхаристии. Христианская аскетика выполняет роль духовного тигля, в коем регулярно выплавляется сплав церковного благочестия и моральной прочности, а плохие помыслы выжигаются очистительным пламенем покаяния. Благодаря данному человек хранит внимательность по отношению к греху и моральному злу.

4. Добро и зло в нынешнем обществе, могут быть безрезультативными так как, он станет ссылаться и опираться на мнение общества о том, что берется за высоконравственное. Но главная проблема в этом, что любой человек, который сделает какое-либо действие, постарается не создать трудностей. Учитывая нюансы того, как могут оценить его действие, даже в том случае если оно абсолютно отрицательное, все равно человек попробует сделать таким образом, чтобы с стороны оно казалсось позитивным.

5. В ходе социокультурной коммуникации западной и восточной цивилизаций проявляется активный интерес с стороны западной культуры к ценностям восточной. Для рассмотрения многочисленных точек зрения, диалога культур, очевидно будет значимым заявление к ключевым этическим категориям «добра» и «зла», которые, не имеют только несомненно бинарной оппозиции, а подразумевают наиболее основательные диалектические методы. А так как данные группы являются определяющими в поступках человека, то именно с акцента в поливариантность подходов в оценке этих поступков и необходимо искать основные принципы многоцонцептукальности и диалога в гуманитарных знаниях

Объём работы: 60
Цена: 0,5 ₽
Уникальность: 70-75 % ( antiplagiat.ru )

Купить эту работу

stavropol-diplom.ru

Помощь студентам по написанию студенческих работ в Ставрополе. Помогаем выполнять задания студентам обучающимся в ВУЗах и ССУЗах Соблюдаем указания методических рекомендаций Гарантируем низкие цены и высокое качество услуг

КОНТАКТЫ

Название: ООО 'Дипломы - Ставрополь'

Адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина 219, офис 12

Телефон: 8(900) 699-42-50

Email: zakaz@stavropol-diplom.ru

График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00

Авторские права 2002-2021 stavropol-diplom.ru